19 Сен, 2018

Новая Опера. Сезон 2018 — 2019: планы и акценты

Начав новый, 28-й сезон раньше других музыкальных театров Москвы, Новая Опера уже 29 августа представила первую премьеру — концертное исполнение оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя».

Первая русская классическая опера крайне редко исполняется и ставится: в Москве она не шла более 20 лет. Главная причина — невероятная сложность основных партий (Сусанин, Антонида, Собинин, Ваня). В премьерном исполнении эти партии спели Евгений Ставинский (недавний лауреат премии «Золотая Маска» за роль Мефистофеля в опере Гуно «Фауст» в постановке Екатерины Одеговой), Ирина Боженко, Алексей Татаринцев, Юлия Меннибаева. В исполнении участвовал полный состав хора (более 90 человек). Открыто ряд важных купюр, в частности — знаменитая ария Собинина, которая часто купируется из-за ее предельной сложности. Принципиальной установкой дирижера Андрея Лебедева было обращение к опере Глинки в ее первоначальном, а не советском («Иван Сусанин») варианте и, соответственно, сохранение оригинального либретто барона Розена. Концертная версия будет повторена 1 октября с другим составом исполнителей. В дальнейших планах театра —превращение концертной версии в полноценную сценическую: оригинальная постановочная концепция режиссера Алексея Вэйро ранее была утверждена Художественно-творческой коллегией театра. Премьерный каст исполнителей выдвинут на соискание Национальной оперной премии «Онегин» в номинации «состав».

Первая сценическая премьера сезона — опера Дж. Пуччини «Мадам Баттерфляй». Первая серия спектаклей пройдет 21 и 23 октября. Музыкальный руководитель — главный дирижер театра Ян Латам-Кёниг. Один из ясных акцентов будущего спектакля режиссера Дениса Азарова — тема отчужденности, невозможность полной адаптации Я в иной культуре.

В более отдаленных планах театра — постановка детской оперы «Продавец игрушек» Алексея Шелыгина, шедевра XX века — оперы Поругание Лукреции» Бенджамина Бриттена, а также оперы «Пушкин» Константина Боярского.

История последнего из названных проектов началась в феврале 2017 года с мировой премьеры концертного исполнения в Новой Опере (в рамках Крещенского фестиваля). Летом 2018 года «Пушкин» превратился в спектакль: сценическая версия режиссера Игоря Ушакова была представлена на сцене Grange Park Opera (Уэст-Хорсли, Великобритания). Проект «Пушкин» — уникальный пример действенности культурной дипломатии поверх политических барьеров. Оригинальное английское либретто создала Марита Филлипс — прапраправнучка Пушкина, его жены Натальи и императора Николая I. Композитор Константин Боярский несколько десятилетий живет и работает в Великобритании, но неизменно подчеркивает свою связь с русской культурой. Для постановки на собственной сцене Новая Опера рассматривает возможность перевода либретто на русский язык. Также во второй половине сезона пройдет традиционный фестиваль хоровой музыки «Иное».

В первой половине сезона Новая Опера предлагает целую серию интересных концертных программ.

15 сентября группа солистов театра участвует в концерте-съемке программы «Романтика романса» в Культурном центре «Москвич». Среди участников — звезды театра Игорь Головатенко (недавно удостоен звания «Заслуженный артист России»), Алексей Татаринцев, Полина Шамаева (победитель проекта «Большая опера»), Мария Буйносова. Оркестром театра дирижирует Андрей Лебедев.

14 октября в Концертном зале «Зарядье» прозвучат сцены из оперы «Самсон и Далила» К. Сен-Санса. Концерт посвящен предстоящему 80-летию со дня рождения Елены Образцовой (1939 — 2015). Один из последних концертов великой певицы и ее воспитанников, посвященный ее 75-летию, прошел в июне 2014 года именно в Новой Опере.

15 октября на Основной сцене театра пройдет церемония награждения и концерт лауреатов Российской оперной премии «Casta Diva». Участники — лауреаты премии разных лет. Среди них — Ильдар Абдразаков, Агунда Кулаева (недавно удостоена звания «Заслуженная артистка России»), Алексей Татаринцев. Основатель премии — выдающийся теоретик и исследователь оперы, заслуженный деятель искусств России, профессор, автор единственной в своем роде трехтомной энциклопедии «Хроника мировой оперы», помощник директора театра по творческим вопросам Михаил Мугинштейн.

Концерт памяти Дмитрия Хворостовского на сцене Государственного Кремлевского Дворца с участием оркестра театра 16 октября обещает стать одним из главных событий года. Великий оперный певец Дмитрий Хворостовский (1962 — 2017) был давним другом Новой Оперы. Одну из коронных партий — Риголетто в одноименной опере Верди — он впервые исполнил именно в спектакле Новой Оперы (декабрь 2000 года; режиссер Ральф Лянгбака, музыкальный руководитель Евгений Колобов). В 2014 году, после некоторого перерыва, сотрудничество возобновилось. Состоялись несколько концертов с оркестром театра, был записан CD «Жди меня», оказавшийся последним в дискографии певца. В концерте 16 октября участвуют звезды мировой оперной сцены Ильдар Абдразаков, Марсело Альварес, Аида Гарифуллина, Анжела Георгиу. Дирижер — Константин Орбелян.

25 октября на Основной сцене театра пройдет концерт «Вместе навсегда». Указом Президента РФ В.В. Путина 2018-й объявлен Годом единства российской нации. В вечере участвуют солисты, удостоенные наград различных субъектов РФ, а также государств — членов СНГ. Главные персоны — Алексей Татаринцев и Агунда Кулаева.
Дирижер — Андрей Лебедев.

Там же, на Основной сцене театра, 28 октября состоится Вечер памяти Дмитрия Когана. Выдающийся скрипач, музыкальный, общественный деятель Дмитрий Коган (1978 — 2017) был другом Новой Оперы. В 2015 — 2016 годах прошло 3 его концерта на сцене театра, в них участвовал руководимый Коганом Камерный оркестр «Московская камерата». В программе «Итальянская коллекция» 7 марта 2016 года к Дмитрию Когану и его оркестру присоединились солисты Новой Оперы и директор театра, пианист Дмитрий Сибирцев. Специальный гость нынешнего концерта — Митрополит Иларион (Алфеев).

31 октября в Светлановский зал ММДМ пройдет концерт симфонического оркестра Новой Оперы и Пражского филармонического хора. В программе — музыка чешских авторов, в частности, — «Глаголическая месса» Леоша Яначека. Концерт посвящен 25-летию установления дипломатических отношений между Россией и Республикой Чехия. Дирижер — главный дирижер театра Ян Ламам-Кёниг.

3 ноября Новая Опера вспомнит о человеке, оставившем неизгладимый след в отечественной культуре. На Основной сцене пройдет Концерт «Я люблю тебя, жизнь…» памяти Иосифа Давыдовича Кобзона (1937 — 2018). В последние годы И.Д. Кобзон неоднократно бывал в Новой Опере. В 2016 году он стал инициатором и патроном постановки оперы М.С. Вайнберга «Пассажирка» (премьера — 27 января 2017, в Международный день памяти жертв Холокоста). Совсем недавно, в августе 2018 года, спектакль был удостоен Премии Правительства Москвы в области литературы и искусства. Дирижер — Юрий Медяник.

14 ноября состоится Гала-концерт Третьего фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку». С первых шагов фестиваля музыкальных театров России Новая Опера сотрудничает с ним, традиционно принимает на своей сцене спектакли других театров. Дирижер программы — Ян Латам-Кёниг.

30 ноября на Основной сцене пройдет программа «…Надо жить на свете ярко!». Концерт посвящен 90-летию Николая Добронравова — замечательного поэта, автора стихов к песням Александры Пахмутовой, Аркадия Островского, Арно Бабаджаняна, Полада Бюльбюль-оглы, Микаэла Таривердиева. Не дожидаясь предстоящего юбилея А.Н. Пахмутовой, Новая Опера посвящает Николаю Николаевичу Добронравову отдельный вечер, тем самым отмечая его выдающийся вклад в отечественную культуру. Дирижер — Юрий Медяник.

«Крещенский фестиваль» в Новой Опере

Титульный фестиваль театра, проходящий ежегодно во второй половине января — начале февраля, до 2014 года носил название «Крещенская неделя». Основной целью переформатирования было усиление концептуального характера фестиваля при одновременном сжатии во времени. Темы предыдущих фестивалей: «Профессия: дирижер», «Великие литературные сюжеты в музыке», «Диалоги и двойники», «Старый Новый век», «Итальянские оперные вечера»). Тема Крещенского фестиваля 2019 года — «Дебюты и возвращения»: в частности, имеются в виду первые обращения дирижеров или артистов к сочинению или роли.

Традиционно на Крещенском фестивале Новая Опера представляет редко звучащие или забытые шедевры в концертном исполнении (в 2018 году — «Марта» Ф. Флотова, «Анре Шенье» У. Джордано), «обкатывает» будущие постановки (так было с операми «Саломея» Р. Штрауса, «Ромео и Джульетта» Гуно). Программу дополняют концерты симфонической и камерной музыки (последние — в Зеркальном фойе театра).

Солисты

По мнению критиков, Новая Опера обладает самой сильной вокальной труппой среди театров Москвы. Подтверждением служит и количество певцов, имеющих контракты в крупнейших театрах России, Европы, и способность обеспечить несколько собственных составов для опер высшей сложности. Многие певцы, воспитанные Новой Оперой, при первой возможности появляются на сцене театра и, главное, подчеркивают свое духовное родство с ним. Среди них: Василий Ладюк, Игорь Головатенко, Алексей Татаринцев, Агунда Кулаева.

Важнейший фактор — присутствие в театре артистов старшего поколения, носителей высочайших профессиональных и духовных ценностей, на которых воспитываются молодые певцы. Особые фигуры — Народная артистка России Эмма Саркисян (легендарная Кармен в одноименной опере Ж. Бизе в постановке Вальтера Фельзенштейна в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, 1969; в новом тысячелетии — не менее легендарная Няня в «Евгении Онегине» П.И. Чайковского в нескольких спектаклях Дмитрия Чернякова), Борис Стаценко, Заслуженный артист РФ Сергей Мурзаев.

Среди важнейших изменений в труппе в нынешнем сезоне — возвращение в театр Сергея Артамонова, Сергея Полякова, Агунды Кулаевой (после рождения ребенка, в качестве приглашенной солистки), приход Светланы Касьян и Богдана Волкова, значительно бОльшая занятость Виктории Яровой и Юлии Меннибаевой.

Дирижеры Новой Оперы

Вектор Новой Оперы как «дирижерского театра» (в котором огромная роль уделяется музыкальной стороне спектакля) заложил его основатель, великий русский дирижер Евгений Колобов (1946 — 2003).

В настоящее время в театре работают сразу два дирижера, в последние годы удостоенные премии «Золотая Маска» в индивидуальной номинации («лучший дирижер в опере») — главный дирижер Ян Латам-Кёниг (за спектакль «Тристан и Изольда») и Андрей Лебедев (за спектакль «Ромео и Джульетта»).

Кроме них в театре работают дирижеры: Дмитрий Волосников (лауреат «Золотой Маски» в составе коллектива — специальная премия жюри за ансамбль в проекте DIDO), Заслуженный артист России Евгений Самойлов, Василий Валитов, Валерий Крицков, дирижер телепроекта «Синяя птица» Юрий Медяник, Николай Соколов

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code